На рынке грузоперевозок остались сильнейшие

грузоперевозки люберцы

Кризис весьма серьезно ударил по всей экономике России. Не стал исключением и рынок грузоперевозок. По оценкам экспертов, от 20 до 30 процентов компаний-участников рынка кризис не пережили.

Данные, опубликованные Федеральным агентством государственной статистики, показывают одну интересную деталь. В прошлом году в связи с кризисом произошло достаточно серьезное падение динамики рынка грузоперевозок. Объем грузоперевозок автомобилями упал до состояния в 76% от уровня 2008 года, а вот грузооборот уменьшился до 83%. Получается, что объем грузоперевозок сокращался сильнее, чем падал грузооборот. Какой из этого можно сделать вывод? Стали возить меньше, но дальше. Действительно, масса перевозимых грузов уменьшилась, а расстояния между пунктами назначения увеличились.

Кризис в связи с понижением спроса на коммерческие грузоперевозки вызвал и снижение тарифов. Если в 2008 году стоимость грузоперевозок увеличивалась: в общем за 2008 год произошел рост индекса тарифов на грузовые перевозки на 18,8%. То в 2009 году цена доставки груза не то что не повышалась, а даже немного упала, индекс тарифов составил 97,5% к 2008 году.

Вместе с уменьшением спроса и понижением цен происходило и сокращение рынка. По оценкам экспертов, потери составили до 30% участников рынка.

С другой стороны, еще до кризиса важнейшей проблемой рынка транспортных услуг его участники называли конкуренцию с мелкими перевозчиками, проводящими политику демпинга: цены часто снижались ниже себестоимости. В ситуации кризиса мелкие частники вынуждены были уйти с рынка, отдав своих клиентов компаниям, работающим по правилам честного рынка.

Сегодня все игроки отмечают, что рынку автомобильных перевозок не повредила бы государственная помощь. Тем более что, несмотря на рост рынка, который наблюдается первые месяца 2010 года, остается существенной проблема старения парка автомобилей. Никто не будет спорить, что в России старение автомобилей наступает быстрее, чем в европейских странах, кроме этого эксплуатационные затраты являются существенно выше. Если государственная политика в сфере автомобильного транспорта будет строиться по принципам, озвученным правительством в начале этого года, проблем у рынка автоперевозок прибавится: рост акцизов на топливо и возможное введение сборов с больших грузовиков не смогут не сказаться на тарифе на автоперевозки.