Большегрузы заплатят за дороги

Для федерального дорожного фонда, о создании которого премьер-министр Владимир Путин объявил в мае 2010 года, пока нашли два источника финансирования. Оба могут весьма серьезно сказаться на стоимости грузоперевозок.

Профессиональная и качественная организация грузовых автоперевозок невозможна без автомобильных дорог приемлемого качества. И с этим утверждением сложно спорить. Как и с тем, что таких дорог в России немного, иначе не была бы настолько в ходу поговорка про две беды — дураки и дороги. Проблему с дорогами в очередной раз начинают решать, для чего и создают федеральный бюджетный фонд по строительству и ремонту автодорог. Средства из этого фонда должны будут идти на ремонт и строительство бесплатных дорог федерального значения.

Другой вопрос, каким образом средства в этот фонд будут поступать. Если на начальном этапе после создания фонда перечислять тут средства будет федеральный бюджет (на этот год запланирована сумма почти в 300 миллиардов рублей), то со следующего года дорожный фонд должен быть заботиться о финансировании сам. Для наполнения собственного бюджета ему определили два источника, хотя, как рассказал министр финансов РФ Алексей Кудрин, в дальнейшем к этим двум могут добавиться и другие источники. Пока же обеспечивать строительство новых дорог будут топливные акцизы, которые ожидает дальнейший рост, и сбор с крупнотоннажных грузовиков (грузоподъемность шасси которых составляет больше 12 тонн). Именно второй источник вызывает много вопросов.

Не секрет, что именно автомобильные перевозки крупнотоннажными автомобилями приобретают всю большую популярность. Пока не озвучены цифры: какова будет величина сбора с крупнотоннажных машин, однако ясно, что новые налоги не могут не повлиять на стоимость грузоперевозок. Тем более что второй источник наполнения бюджета федерального фонда — акциз на топливо, который планируют повысить — также весьма серьезно повлияет на тарифы. И, как это часто бывает, особенно будет задета доставка грузов в регионы, особенно на дальние расстояния. Что интересно: для регионов правительство рекомендует организовывать такие же фонды, который был создан в федерации. За счет бюджетов этих фондов будут строиться и ремонтироваться дороги, которые не являются дорогами федерального значения. Каким образом будут наполняться региональные фонды, пока непонятно.